Монтессори-образование — это методика, история которой насчитывает 100 лет. Впервые она была применена при обучении детей из бедных семей Рима. Популярность методики растёт. По разным оценкам, более 5 000 школ в США, включая 300 государственных и несколько средних школ, работают по методу Монтессори. Особенностями методики являются: разновозрастные группы, особые дидактические материалы, самостоятельный выбор занятия учащимся и работа на протяжении длительного отрезка времени, сотрудничество, отсутствие оценок и тестов, обучение как академическим, так и социальным навыкам, в малых группах или индивидуальное (1). Эффективность ряда этих характерных черт подтверждена исследованиями в области образования (2).
Мы провели оценку социального и академического влияния Монтессори-образования. В исследовании принимали участие дети последнего года обучения по двум самым распространённым уровням Монтессори-образования: дошкольное (от трёх до шести лет) и начальное (от шести до двенадцати лет). Исследования проводились в Монтессори-школе, расположенной в Милуоки, Висконсин, США (3), с момента открытия которой прошло не менее девяти лет и которая была отмечена Международной Ассоциацией Монтессори (AMI/USA) как школа, надлежащим образом соблюдающая принципы Монтессори (4).
Поскольку случайный подбор детей в экспериментальную и контрольную группы не представлялся возможным, мы построили исследование на основе уже существующей школьной лотереи. И экспериментальная, и контрольная группы приняли участие в лотерее по набору детей в Монтессори-школу. Те, кто был принят, были включены в экспериментальную (Монтессори) группу, остальные составили контрольную группу (другие образовательные системы). Эта стратегия была связана с предположением, что родители, которые хотят отдать своего ребёнка в Монтессори-школу, отличаются от родителей, которые не хотят. Необходимо ограничить влияние этого потенциального источника отклонений, так как влияние родителей на результаты ребёнка является главенствующим (5).
Наблюдения за поведением детей на игровой площадке во время перерыва также показали, что Монтессори-дети значительно чаще участвуют в дружеских играх с ровесниками и значительно реже оказываются вовлечены в грубые игры, смысл которых не ясен, например, борьба без улыбки.
Выборка
Мы связались с родителями тех детей, которые были зачислены в Монтессори-школы по результатам лотереи в 1997 и 2003, и предложили им участие в исследовании. Всем семьям было предложено вознаграждение в размере 100 долларов за участие.Поскольку результаты лотереи, проводимой школьным округом, были определены случайным образом, дети в контрольной группе и в Монтессори-группе должны быть схожи. Девяносто процентов родителей, участвующих в исследовании, приняли участие в демографическом опросе. Родители в Монтессори и в контрольной группе имели схожий средний доход (от 20 000 до 50 000 долларов в год) в каждый год развития ребёнка соответственно. Это было связано с необходимостью исключить влияние на окончательные выборки факторов, отличных от исследуемых. Другая переменная, этническая принадлежность, не исследовалась, поскольку доход родителей оказывает на ребёнка большее влияние, чем этническая принадлежность (6). Кроме того, мы опасались, что запрос этнических данных снизит количество участников в этом расово разделённом городе.
Совокупно в исследовании участвовали 53 ученика из контрольной группы и 59 Монтессори-учащихся. В группе учащихся в возрасте пяти лет было 25 участников контрольной группы и 30 из группы Монтессори, а в группе учащихся двенадцати лет — 28 участников контрольный группы и 29 Монтессори-детей. Гендерное равновесие не было идеально соблюдено, но гендер не оказал существенного влияния на выявленные различия. Дети в Монтессори-группе были отобраны из шести разных классов дошкольного обучения и из четырёх классов начального обучения. Дети в контрольной группе обучались в школах не по методу Монтессори: 27 городских государственных школ (40 детей) и 12 загородных, частных, работающих по образовательным ваучерам или специализированных школ (13 детей). Во многих государственных школах были внедрены специальные программы, например, программы для одарённых детей, языковое погружение, занятия искусством, обучение путём открытий.
В обеих группах проводилась оценка познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков. Отбор навыков для оценки проводился по принципу важности навыка в жизни, а не с целью исследования специфических ожидаемых последствий Монтессори-образования. Наши результаты показали значительное преимущество Монтессори-группы над контрольной группой по этим показателям в обеих возрастных группах.
Результаты: пятилетние дети
Познавательные/академические показатели. Был проведён тест интеллекта «Психообразовательная батарея Вудкок-Джонсон (WJ III)» с оценкой по семи показателям. Значимые отличия в пользу пятилетних детей, обучавшихся по методу Монтессори, были выявлены по трём показателям этого теста, измеряющего академические показатели и готовность к школе (см. рис. 1): «Идентификация буква — слово» (задача в том, чтобы назвать букву и читать вслух слова из списка), «Произношение» — способность к фонетическому декодированию (задача состоит в чтении вслух несуществующих слов), «Прикладные задачи» — математические навыки (задачи по математике зачитываются вслух, ребёнок решает их на бумаге).Не ожидалось и не было выявлено отличие по показателю «Визуальный словарный запас» (испытуемый слушает слово и указывает соответствующее ему изображение либо самостоятельно называет, что изображено), поскольку словарный запас ребёнка в наибольшей степени связан с происхождением его семьи (8). Два теста, оценивающие базовые мыслительные навыки, «Пространственное обоснование» (поиск из множества вариантов геометрической формы заданного типа, используя только зрительное восприятие) и «Формирование понятий» (испытуемый должен найти правило, по которому представленные объекты можно разделить на две группы), также не показали отличий между экспериментальной и контрольной группой.
Пятилетним детям также дали тесты на исполнительные функции, которые важны при обучении в школе. В одном из этих тестов детям дали задание сортировать карточки по одному правилу, затем — по новому правилу, а затем (если они справились с предыдущим заданием) сортировать их так, чтобы объединить оба условия. Монтессори-дети показали значимое преимущество в этом тесте. Тест на способность отложить вознаграждение (угощение) не показал статистически значимой разницы.
Социальные/познавательные показатели. Детям дали пять жизненных ситуаций и спросили, как они будут решать проблему. Например, если другой ребёнок занял качели (9). Монтессори-дети значительно чаще (43%, в то время как в контрольной группе 18%) пользовались более высоким уровнем рассуждений: чтобы убедить другого ребёнка поделиться предметом, они использовали в качестве аргумента понятия справедливости и честности. Наблюдения за поведением детей на игровой площадке во время перерыва также показали, что Монтессори-дети значительно чаще участвуют в дружеских играх с ровесниками и значительно реже оказываются вовлечены в грубые игры, смысл которых не ясен, например, борьба без улыбки.
Тест «Ложное мнение» проводился с целью проверить понимание мнений детьми (10). Осознание, что люди могут иметь как объективные, так и субъективные представления о мире, является значимой вехой в формировании социального познания (11). У детей это понимание формируется путём социальных обсуждений и разговоров о психических состояниях (12). Успешно прошли тест 80% (статистически значимо больше, чем случайность) Монтессори-детей в возрасте пяти лет, в то время как контрольная группа прошла тест на уровне случайности: тест прошли 50%.
Рис. 1. Результаты пятилетних детей. Учащиеся по методу Монтессори получили более высокие оценки [оценки переведены в z-показатели (18)] как в поведенческих, так и в академических тестах.
Результаты: двенадцатилетние дети
Познавательные/академические показатели. Двенадцатилетним детям дали 5 минут, чтобы продолжить историю, начинавшуюся со слов «У … был лучший/худший день в школе». Эссе Монтессори-учеников были оценены как значительно более творческие и написанные с использованием значительно более сложных предложений (см. рис. 2). Орфография, пунктуация и грамматика в контрольной и Монтессори-группах были схожими. В отличие от пятилетних детей, двенадцатилетние не показали отличий при выполнении тестов WJ III. Это было неожиданностью, так как обычно навыки раннего чтения связывают с чтением и в последующие годы (13). Либо контрольная группа к возрасту 12 лет «догнала» группу Монтессори-детей, либо Монтессори-дети, читавшие в 5 лет, не развили свои навыки в дальнейшем. Если второе, то одним из возможных объяснений может быть то, что двенадцатилетние начали занятия на третьем году существования школы. Метод Монтессори основывается на взаимном обучении сверстников, поэтому те, кто начинает обучение в начальных классах в новой школе, имеют меньше преимуществ, чем те, кто начнёт обучение после них.Социальные/познавательные показатели. В качестве теста на социальные навыки двенадцатилетним детям предложили прочитать 6 историй, содержащих проблему социального взаимодействия (например, человека не пригласили на вечеринку), и выбрать способ поведения в этой ситуации из четырёх ответов. Двенадцатилетние Монтессори-дети чаще выбирали позитивные варианты (например, рассказать о своих чувствах и огорчении тому, кто устраивает вечеринку). В вопроснике, оценивающем чувства детей по отношению к школе, Монтессори-дети показали большее чувство общности, давая положительные ответы на такие вопросы как: «Ученики в моём классе по-настоящему заботятся друг о друге» и «Ученики в моём классе относятся друг к другу с уважением».
Рис. 2. Результаты двенадцатилетних детей. Учащиеся, обучавшиеся по программе Монтессори, писали более сложные и творческие истории, показали более высокое развитие чувства общности и социальных навыков. Оценки переведены в средние z-показатели (18).
Преимущества Монтессори-образования
По нескольким показателям дети, посещавшие государственную Монтессори-школу, превзошли тех, кто подавал заявку на поступление в Монтессори-школу, но, в результате лотереи, посещал другие школы. К окончанию детского сада Монтессори-дети лучше справились со стандартными тестами навыков чтения, математики, на игровой площадке были чаще вовлечены в позитивные взаимодействия, показали более высокие социальные познания, исполнительные функции. Монтессори-дети также больше озабочены вопросами честности и справедливости. К концу начальной школы Монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложной структуры предложений, выбирали более позитивные ответы на вопросы, содержащие социальные дилеммы, и, по собственным ощущениям, испытывали большее чувство общности в школе.
В основе схемы, которая применялась в исследовании, лежит модель проигравшего лотерею, которая контролирует влияние родителей в эксперименте. В обычных условиях влияние родителей (влияние генетики и окружающей обстановки) преобладает над другими типами влияний, например, влияние школы или детского сада. Например, в исследовании о раннем развитии, проведённом Национальным институтом детского здравоохранения и развития человека (NICHD), была отмечена значительная корреляция между качеством воспитания со стороны родителей и показателями в тестах раннего академического развития WJ, в то время как влияние школы было значительно меньшим (5). Запуск программы «Успех для всех» (Success for All, SFA), которую считают очень успешным нововведением в области детского чтения, позволил добиться результата, на четверть превосходящего среднее отклонение при испытаниях в условиях практической работы в случайной выборке: по их оценке, это равноценно преимуществу в навыках чтения, равному 4,69 месяца (14). Более значительный эффект часто обнаруживается в первые годы экспериментальных программ, когда исследователи также участвуют во внедрении собственных программ (15), этот эффект также называют «эффект сверхреализации» (16). В нашем исследовании школу не предупреждали о процедуре оценки. Наиболее впечатляющими результатами Монтессори-образования стали социальные эффекты, которые обычно определяются домашним окружением (17).
В дальнейших исследованиях следует перспективно изучить участников лотереи, отмечая тех, кто выбыл, и исследуя причины, по которым это произошло. Также было бы полезно повторить эксперимент в разных Монтессори-школах, так как они могут значительно отличаться друг от друга. Школа, которая принимала участие в исследовании, имеет членство в ассоциации AMI, США: принципы Монтессори в рамках ассоциации внедряются в рамках традиций и с относительной строгостью. Также было бы полезно изучить связь определённых элементов системы Монтессори (например, материалы или возможности совместной работы) с практическими результатами обучения.
Монтессори-образование по сравнению с традиционной системой образования имеет совершенно иную структуру. Монтессори-образование, по крайней мере при условии строгого следования методу, стимулирует социальное и академическое развитие на уровне равном или превосходящем уровень других типов школ.
Ссылки:
- Montessori, The Montessori Method (Schocken, New York, 1964).
- S. Lillard, Montessori: The Science Behind the Genius (Oxford Univ. Press, New York, 2005).
- Milwaukee Public Schools.
- Association Montessori Internationale.
- NICHD Early Child-Care Research Network, Harvard Ed. Rev. 74, 1 (2004).
- J. Duncan, W. J. Yeung, J. Brooks-Gunn, J. R. Smith, Am. Soc. Rev. 63, 406 (1998).
- S. McGrew, R. W. Woodcock, Woodcock-Johnson III Technical Manual (Riverside Publishing, Itasca, IL, 2001).
- Hart, T. Risley, Meaningful Differences in the EverydayExperience of Young American Children (P. H. Brookes, Baltimore, MD, 1995).
- H. Rubin, The Social Problem Solving Test–Revised (Univ. of Waterloo, Waterloo, MI, 1988).
- Wimmer, J. Perner, Cognition 13, 103 (1983).
- Zimmer, Science 300, 1079 (2003).
- Amsterlaw, H. Wellman, J. Cogn. Dev. 7, 139 (2006).
- E. Cunningham, K. E. Stanovich, Dev. Psych. 33, 934 (1997).
- D. Borman et al., Am. Ed. Res. J. 42, 673 (2005).
- W. Lipsey, Ann. Am. Acad. Polit. Soc. Sci. 587, 69 (2003).
- J. Cronbach et al., Toward Reform of Program Evaluation: Aims, Methods, and Institutional Arrangments (Jossey-Bass, San Francisco, 1980).
- NICHD Early Child-Care Research Network, Ed. Res. J.42, 537 (2005).
- Для представления данных на графике данные были представлены с использованием z-показателя. Средняя величина, в данном случае, всей выборки, устанавливается на уровне 0, стандартное отклонение равно 1,68.
Примечания переводчика выделены в тексте курсивом.
Статья была опубликована в журнале SCIENCE, VOL 313, 29.09.2006